Справочник функций

Ваш аккаунт

Войти через: 
Забыли пароль?
Регистрация
Информацию о новых материалах можно получать и без регистрации:

Последние темы форума

Показать новые сообщения »

Почтовая рассылка

Подписчиков: 11634
Последний выпуск: 19.06.2015

Assembler & Win32

Александр <alexus@uralmet.ru>

Программирование на ассемблере под Win32 воспринимается весьма не однозначно. Считается, что написание приложений слишком сложно для применения ассемблера. Собственно обсуждению того насколько оправдана такая точка зрения и посвящена данная статья. Она не ставит своей целью обучение программированию под Win32 или обучение ассемблеру, я подразумеваю, что читатели имеют определённые знания в этих областях.

В отличие от программирования под DOS, где программы написанные на языках высокого уровня (ЯВУ) были мало похожи на свои аналоги, написанные на ассемблере, приложения под Win32 имеют гораздо больше общего. В первую очередь, это связано с тем, что обращение к сервису операционной системы в Windows осуществляется посредством вызова функций, а не прерываний, что было характерно для DOS. Здесь нет передачи параметров в регистрах при обращении к сервисным функциям и, соответственно, нет и множества результирующих значений возвращаемых в регистрах общего назначения и регистре флагов. Следовательно проще запомнить и использовать протоколы вызова функций системного сервиса. С другой стороны, в Win32 нельзя непосредственно работать с аппаратным уровнем, чем "грешили" программы для DOS. Вообще написание программ под Win32 стало значительно проще и это обусловлено следующими факторами:

  • отсутствие startup кода, характерного для приложений и динамических библиотек написанных под Windows 3.x;
  • гибкая система адресации к памяти: возможность обращаться к памяти через любой регистр общего назначения; "отсутствие" сегментных регистров;
  • доступность больших объёмов виртуальной памяти;
  • развитый сервис операционной системы, обилие функций, облегчающих разработку приложений;
  • многообразие и доступность средств создания интерфейса с пользователем (диалоги, меню и т.п.).

Современный ассемблер, к которому относится и TASM 5.0 фирмы Borland International Inc., в свою очередь, развивал средства, которые ранее были характерны только для ЯВУ. К таким средствам можно отнести макроопределение вызова процедур, возможность введения шаблонов процедур (описание прототипов) и даже объектно-ориентированные расширения. Однако, ассемблер сохранил и такой прекрасный инструмент, как макроопределения вводимые пользователем, полноценного аналога которому нет ни в одном ЯВУ.

Все эти факторы позволяют рассматривать ассемблер, как самостоятельный инструмент для написания приложений под платформы Win32 (Windows NT и Windows 95). Как иллюстрацию данного положения, рассмотрим простой пример приложения, работающего с диалоговым окном.

Пример 1. Программа работы с диалогом Файл, содержащий текст приложения, dlg.asm

IDEAL
P586
RADIX   16
MODEL   FLAT
%NOINCL
%NOLIST
include "winconst.inc"          ; API Win32 consts
include "winptype.inc"          ; API Win32 functions prototype
include "winprocs.inc"          ; API Win32 function
include "resource.inc"          ; resource consts
MAX_USER_NAME   =       20
DataSeg
szAppName       db      'Demo 1', 0
szHello         db      'Hello, '
szUser          db      MAX_USER_NAME dup (0)
CodeSeg
Start:          call    GetModuleHandleA,       0
                call    DialogBoxParamA,        eax, IDD_DIALOG, 0, offset DlgProc, 0
                cmp     eax,IDOK
                jne     bye
                call    MessageBoxA,            0, offset szHello,      \
                                                offset szAppName,       \
                                                MB_OK or MB_ICONINFORMATION
bye:            call    ExitProcess,            0
public  stdcall DlgProc
proc    DlgProc stdcall
arg     @@hDlg  :dword, @@iMsg  :dword, @@wPar  :dword, @@lPar  :dword
                mov     eax,[@@iMsg]
                cmp     eax,WM_INITDIALOG
                je      @@init
                cmp     eax,WM_COMMAND
                jne     @@ret_false
                mov     eax,[@@wPar]
                cmp     eax,IDCANCEL
                je      @@cancel
                cmp     eax,IDOK
                jne     @@ret_false
                call    GetDlgItemTextA,        [@@hDlg[, IDR_NAME,     \
                                                offset szUser, MAX_USER_NAME
                mov     eax,IDOK
@@cancel:       call    EndDialog,              [@@hDlg[, eax
@@ret_false:    xor     eax,eax
                ret
@@init:         call    GetDlgItem,             [@@hDlg], IDR_NAME
                call    SetFocus,               eax
                jmp     @@ret_false
endp    DlgProc
end     Start

Файл ресурсов dlg.rc

#include "resource.h"
IDD_DIALOG DIALOGEX 0, 0, 187, 95
STYLE DS_MODALFRAME | DS_3DLOOK | WS_POPUP | WS_CAPTION | WS_SYSMENU
EXSTYLE WS_EX_CLIENTEDGE
CAPTION "Dialog"
FONT 8, "MS Sans Serif"
BEGIN
    DEFPUSHBUTTON   "OK",IDOK,134,76,50,14
    PUSHBUTTON      "Cancel",IDCANCEL,73,76,50,14
    LTEXT           "Type your name",IDC_STATIC,4,36,52,8
    EDITTEXT        IDR_NAME,72,32,112,14,ES_AUTOHSCROLL
END

Остальные файлы из данного примера, приведены в приложении 1.

Сразу после метки Start, программа обращается к функции API Win32 GetModuleHandle для получения handle данного модуля (данный параметр чаще именуют как handle of instance). Получив handle, мы вызываем диалог, созданный либо вручную, либо с помощью какой-либо программы построителя ресурсов. Далее программа проверяет результат работы диалогового окна. Если пользователь вышел из диалога посредством нажатия клавиши OK, то приложение запускает MessageBox с текстом приветствия.

Диалоговая процедура обрабатывает следующие сообщения. При инициализации диалога (WM_INITDIALOG) она просит Windows установить фокус на поле ввода имени пользователя. Сообщение WM_COMMAND обрабатывается в таком порядке: делается проверка на код нажатия клавиши. Если была нажата клавиша OK, то пользовательский ввод копируется в переменную szValue, если же была нажата клавиша Cancel, то копирования не производится. Но и в том и другом случае вызывается функция

окончания диалога: EndDialog. Остальные сообщения в группе WM_COMMAND просто игнорируются, предоставляя Windows действовать по умолчанию.

Вы можете сравнить приведённую программу с аналогичной программой, написанной на ЯВУ, разница в написании будет незначительна. Очевидно те, кто писал приложения на ассемблере под Windows 3.x, отметят тот факт, что исчезла необходимость в сложном и громоздком startup коде. Теперь приложение выглядит более просто и естественно.

Пример 2. Динамическая библиотека

Написание динамических библиотек под Win32 также значительно упростилось, по сравнению с тем, как это делалось под Windows 3.x. Исчезла необходимость вставлять startup код, а использование четырёх событий инициализации/деинициализации на уровне процессов и потоков, кажется логичным.

Рассмотрим простой пример динамической библиотеки, в которой всего одна функция, преобразования целого числа в строку в шестнадцатеричной системе счисления. Файл mylib.asm

Ideal
P586
Radix   16
Model   flat
DLL_PROCESS_ATTACH      = 1

extrn   GetVersion:     proc

DataSeg
hInst           dd      0
OSVer           dw      0

CodeSeg
proc    libEntry        stdcall
arg     @@hInst :dword, @@rsn   :dword, @@rsrv  :dword
                cmp     [@@rsn],DLL_PROCESS_ATTACH
                jne     @@1
                call    GetVersion
                mov     [OSVer],ax
                mov     eax,[@@hInst]
                mov     [hInst],eax
@@1:            mov     eax,1
                ret
endP    libEntry

public  stdcall Hex2Str
proc    Hex2Str stdcall
arg     @@num   :dword, @@str   :dword
uses    ebx
                mov     eax,[@@num]
                mov     ebx,[@@str]
                mov     ecx,7
@@1:            mov     edx,eax
                shr     eax,4
                and     edx,0F
                cmp     edx,0A
                jae     @@2
                add     edx,'0'
                jmp     @@3
@@2:            add     edx,'A' - 0A
@@3:            mov     [byte ebx + ecx],dl
                dec     ecx
                jns     @@1
                mov     [byte ebx + 8],0
                ret
endp    Hex2Str

end     libEntry

Остальные файлы, которые необходимы для данного примера, можно найти в приложении 2.

Краткие комментарии к динамической библиотеке

Процедура libEntry является точкой входа в динамическую библиотеку, её не надо объявлять как экспортируемую, загрузчик сам определяет её местонахождение. LibEntry может вызываться в четырёх случаях:

  • при проецировании библиотеки в адресное пространство процесса (DLL_PROCESS_ATTACH);
  • при первом вызове библиотеки из потока (DLL_THREAD_ATTACH), например, с помощью функции LoadLibrary;
  • при выгрузке библиотеки потоком (DLL_THREAD_DETACH);
  • при выгрузке библиотеки из адресного пространства процесса (DLL_PROCESS_DETACH).

В нашем примере обрабатывается только первое из событий DLL_PROCESS_ATTACH. При обработке данного события библиотека запрашивает версию OS сохраняет её, а также свой handle of instance.

Библиотека содержит только одну экспортируемую функцию, которая собственно не требует пояснений. Вы, пожалуй, можете обратить внимание на то, как производится запись преобразованных значений. Интересна система адресации посредством двух регистров общего назначения: ebx + ecx, она позволяет нам использовать регистр ecx одновременно и как счётчик и как составную часть адреса.

Пример 3. Оконное приложение

Файл dmenu.asm

Ideal
P586
Radix   16
Model   flat

struc   WndClassEx
        cbSize          dd      0
        style           dd      0
        lpfnWndProc     dd      0
        cbClsExtra      dd      0
        cbWndExtra      dd      0
        hInstance       dd      0
        hIcon           dd      0
        hCursor         dd      0
        hbrBackground   dd      0
        lpszMenuName    dd      0
        lpszClassName   dd      0
        hIconSm         dd      0
ends    WndClassEx

struc   Point
        x               dd      0
        y               dd      0
ends    Point

struc   msgStruc
        hwnd            dd      0
        message         dd      0
        wParam          dd      0
        lParam          dd      0
        time            dd      0
        pnt             Point   <>
ends    msgStruc

MyMenu                  = 0065
ID_OPEN                 = 9C41
ID_SAVE                 = 9C42
ID_EXIT                 = 9C43

CS_HREDRAW              = 0001
CS_VREDRAW              = 0002
IDI_APPLICATION         = 7F00
IDC_ARROW               = 00007F00
COLOR_WINDOW            = 5
WS_EX_WINDOWEDGE        = 00000100
WS_EX_CLIENTEDGE        = 00000200
WS_EX_OVERLAPPEDWINDOW  = WS_EX_WINDOWEDGE OR WS_EX_CLIENTEDGE
WS_OVERLAPPED           = 00000000
WS_CAPTION              = 00C00000
WS_SYSMENU              = 00080000
WS_THICKFRAME           = 00040000
WS_MINIMIZEBOX          = 00020000
WS_MAXIMIZEBOX          = 00010000
WS_OVERLAPPEDWINDOW     = WS_OVERLAPPED         OR      WS_CAPTION        OR \
                          WS_SYSMENU            OR      WS_THICKFRAME     OR \
                          WS_MINIMIZEBOX        OR      WS_MAXIMIZEBOX 
CW_USEDEFAULT           = 80000000
SW_SHOW                 = 5
WM_COMMAND              = 0111
WM_DESTROY              = 0002
WM_CLOSE                = 0010
MB_OK                   = 0

PROCTYPE        ptGetModuleHandle       stdcall \
                        lpModuleName    :dword

PROCTYPE        ptLoadIcon              stdcall \
                        hInstance       :dword, \
                        lpIconName      :dword

PROCTYPE        ptLoadCursor            stdcall \
                        hInstance       :dword, \
                        lpCursorName    :dword

PROCTYPE        ptLoadMenu              stdcall \
                        hInstance       :dword, \
                        lpMenuName      :dword

PROCTYPE        ptRegisterClassEx       stdcall \
                        lpwcx           :dword

PROCTYPE        ptCreateWindowEx        stdcall \
                        dwExStyle       :dword, \
                        lpClassName     :dword, \
                        lpWindowName    :dword, \
                        dwStyle         :dword, \
                        x               :dword, \
                        y               :dword, \
                        nWidth          :dword, \
                        nHeight         :dword, \
                        hWndParent      :dword, \
                        hMenu           :dword, \
                        hInstance       :dword, \
                        lpParam         :dword

PROCTYPE        ptShowWindow            stdcall \
                        hWnd            :dword, \
                        nCmdShow        :dword

PROCTYPE        ptUpdateWindow          stdcall \
                        hWnd            :dword

PROCTYPE        ptGetMessage            stdcall \
                        pMsg            :dword, \
                        hWnd            :dword, \
                        wMsgFilterMin   :dword, \
                        wMsgFilterMax   :dword

PROCTYPE        ptTranslateMessage      stdcall \
                        lpMsg           :dword

PROCTYPE        ptDispatchMessage       stdcall \
                        pmsg            :dword

PROCTYPE        ptSetMenu               stdcall \
                        hWnd            :dword, \
                        hMenu           :dword

PROCTYPE        ptPostQuitMessage       stdcall \
                        nExitCode       :dword

PROCTYPE        ptDefWindowProc         stdcall \
                        hWnd            :dword, \
                        Msg             :dword, \
                        wParam          :dword, \
                        lParam          :dword

PROCTYPE        ptSendMessage           stdcall \
                        hWnd            :dword, \
                        Msg             :dword, \
                        wParam          :dword, \
                        lParam          :dword

PROCTYPE        ptMessageBox            stdcall \
                        hWnd            :dword, \
                        lpText          :dword, \
                        lpCaption       :dword, \
                        uType           :dword

PROCTYPE        ptExitProcess           stdcall \
                        exitCode        :dword

extrn           GetModuleHandleA        :ptGetModuleHandle
extrn           LoadIconA               :ptLoadIcon
extrn           LoadCursorA             :ptLoadCursor
extrn           RegisterClassExA        :ptRegisterClassEx
extrn           LoadMenuA               :ptLoadMenu
extrn           CreateWindowExA         :ptCreateWindowEx
extrn           ShowWindow              :ptShowWindow
extrn           UpdateWindow            :ptUpdateWindow
extrn           GetMessageA             :ptGetMessage
extrn           TranslateMessage        :ptTranslateMessage
extrn           DispatchMessageA        :ptDispatchMessage
extrn           SetMenu                 :ptSetMenu
extrn           PostQuitMessage         :ptPostQuitMessage
extrn           DefWindowProcA          :ptDefWindowProc
extrn           SendMessageA            :ptSendMessage
extrn           MessageBoxA             :ptMessageBox
extrn           ExitProcess             :ptExitProcess

UDataSeg
hInst           dd              ?
hWnd            dd              ?

IFNDEF  VER1
hMenu           dd              ?
ENDIF


DataSeg
msg             msgStruc        <>
classTitle      db      'Menu demo', 0
wndTitle        db      'Demo program', 0
msg_open_txt    db      'You selected open', 0
msg_open_tlt    db      'Open box', 0
msg_save_txt    db      'You selected save', 0
msg_save_tlt    db      'Save box', 0

CodeSeg
Start:  call    GetModuleHandleA,       0               ; получаем hInstance
        mov     [hInst],eax

        sub     esp,SIZE WndClassEx                     ; выделяем место в стеке
                                                        ; заполняем структуру WndClassEx
        mov     [(WndClassEx esp).cbSize],SIZE WndClassEx
        mov     [(WndClassEx esp).style],CS_HREDRAW or CS_VREDRAW
        mov     [(WndClassEx esp).lpfnWndProc],offset WndProc
        mov     [(WndClassEx esp).cbWndExtra],0
        mov     [(WndClassEx esp).cbClsExtra],0
        mov     [(WndClassEx esp).hInstance],eax
        call    LoadIconA,              0, IDI_APPLICATION
        mov     [(WndClassEx esp).hIcon],eax
        call    LoadCursorA,            0, IDC_ARROW
        mov     [(WndClassEx esp).hCursor],eax
        mov     [(WndClassEx esp).hbrBackground],COLOR_WINDOW
IFDEF   VER1
        mov     [(WndClassEx esp).lpszMenuName],MyMenu
ELSE
        mov     [(WndClassEx esp).lpszMenuName],0
ENDIF
        mov     [(WndClassEx esp).lpszClassName],offset classTitle
        mov     [(WndClassEx esp).hIconSm],0
        call    RegisterClassExA,       esp             ; регистрируем окно

        add     esp,SIZE WndClassEx                     ; восстановим стек
                                                        ; создадим окно

IFNDEF  VER2
  call    CreateWindowExA, WS_EX_OVERLAPPEDWINDOW, \ extended window style
                           offset classTitle,      \ pointer to registered class name 
                           offset wndTitle,        \ pointer to window name
                           WS_OVERLAPPEDWINDOW,    \ window style
                           CW_USEDEFAULT,          \ horizontal position of window
                           CW_USEDEFAULT,          \ vertical position of window
                           CW_USEDEFAULT,          \ window width
                           CW_USEDEFAULT,          \ window height
                           0,                      \ handle to parent or owner window
                           0,                      \ handle to menu, or child-window
                                                   \ identifier
                           [hInst],                \ handle to application instance
                           0                       ; pointer to window-creation data
ELSE
  call    LoadMenu,        hInst, MyMenu
  mov     [hMenu],eax
  call    CreateWindowExA, WS_EX_OVERLAPPEDWINDOW, \ extended window style
                           offset classTitle,      \ pointer to registered class name 
                           offset wndTitle,        \ pointer to window name
                           WS_OVERLAPPEDWINDOW,    \ window style
                           CW_USEDEFAULT,          \ horizontal position of window
                           CW_USEDEFAULT,          \ vertical position of window
                           CW_USEDEFAULT,          \ window width
                           CW_USEDEFAULT,          \ window height
                           0,                      \ handle to parent or owner window
                           eax,                    \ handle to menu, or child-window
                                                   \ identifier
                           [hInst],                \ handle to application instance
                           0                       ; pointer to window-creation data
ENDIF
  mov     [hWnd],eax
  call    ShowWindow,      eax, SW_SHOW            ; show window
  call    UpdateWindow,    [hWnd]                  ; redraw window

IFDEF   VER3
  call    LoadMenuA,       [hInst], MyMenu
  mov     [hMenu],eax
  call    SetMenu,         [hWnd], eax
ENDIF

msg_loop:
        call    GetMessageA,            offset msg, 0, 0, 0
        or      ax,ax
        jz      exit
        call    TranslateMessage,       offset msg
        call    DispatchMessageA,       offset msg
        jmp     msg_loop
exit:   call    ExitProcess,            0

public  stdcall WndProc
proc    WndProc stdcall
arg     @@hwnd: dword,  @@msg:  dword,  @@wPar: dword,  @@lPar: dword
        mov     eax,[@@msg]
        cmp     eax,WM_COMMAND
        je      @@command
        cmp     eax,WM_DESTROY
        jne     @@default
        call    PostQuitMessage,        0
        xor     eax,eax
        jmp     @@ret
@@default:
        call    DefWindowProcA,         [@@hwnd], [@@msg], [@@wPar], [@@lPar]
@@ret:  ret
@@command:
        mov     eax,[@@wPar]
        cmp     eax,ID_OPEN
        je      @@open
        cmp     eax,ID_SAVE
        je      @@save
        call    SendMessageA,           [@@hwnd], WM_CLOSE, 0, 0
        xor     eax,eax
        jmp     @@ret
@@open: mov     eax, offset msg_open_txt
        mov     edx, offset msg_open_tlt
        jmp     @@mess
@@save: mov     eax, offset msg_save_txt
        mov     edx, offset msg_save_tlt
@@mess: call    MessageBoxA,            0, eax, edx, MB_OK
        xor     eax,eax
        jmp     @@ret
endp    WndProc
end     Start

Комментарии к программе

Здесь мне хотелось в первую очередь продемонстрировать использование прототипов функций API Win32. Конечно их (а также описание констант и структур из API Win32) следует вынести в отдельные подключаемые файлы, поскольку, скорее всего Вы будете использовать их и в других программах. Описание прототипов функций обеспечивает строгий контроль со стороны компилятора за количеством и типом параметров, передаваемых в функции. Это существенно облегчает жизнь программисту, позволяя избежать ошибок времени исполнения, тем более, что число параметров в некоторых функциях API Win32 весьма значительно.

Существо данной программы заключается в демонстрации вариантов работы с оконным меню. Программу можно откомпилировать в трёх вариантах (версиях), указывая компилятору ключи VER2 или VER3 (по умолчанию используется ключ VER1). В первом варианте программы меню определяется на уровне класса окна и все окна данного класса будут иметь аналогичное меню. Во втором варианте, меню определяется при создании окна, как параметр функции CreateWindowEx. Класс окна не имеет меню и в данном случае, каждое окно этого класса может иметь своё собственное меню. Наконец, в третьем варианте, меню загружается после создания окна. Данный вариант показывает, как можно связать меню с уже созданным окном.

Директивы условной компиляции позволяют включить все варианты в текст одной и той же программы. Подобная техника удобна не только для демонстрации, но и для отладки. Например, когда Вам требуется включить в программу новый фрагмент кода, то Вы можете применить данную технику, дабы не потерять функционирующий модуль. Ну, и конечно, применение директив условной компиляции - наиболее удобное средство тестирования различных решений (алгоритмов) на одном модуле.

Представляет определённый интерес использование стековых фреймов и заполнение структур в стеке посредством регистра указателя стека (esp). Именно это продемонстрировано при заполнении структуры WndClassEx. Выделение места в стеке (фрейма) делается простым перемещением esp: sub esp,SIZE WndClassEx

Теперь мы можем обращаться к выделенной памяти используя всё тот же регистр указатель стека. При создании 16-битных приложений такой возможностью мы не обладали. Данный приём можно использовать внутри любой процедуры или даже произвольном месте программы. Накладные расходы на подобное выделение памяти минимальны, однако, следует учитывать, что размер стека ограничен и размещать большие объёмы данных в стеке вряд ли целесообразно. Для этих целей лучше использовать "кучи" (heap) или виртуальную память (virtual memory).

Остальная часть программы достаточно тривиальна и не требует каких-либо пояснений. Возможно более интересным покажется тема использования макроопределений.

Макроопределения

Мне достаточно редко приходилось серьёзно заниматься разработкой макроопределений при программировании под DOS. В Win32 ситуация принципиально иная. Здесь грамотно написанные макроопределения способны не только облегчить чтение и восприятие программ, но и реально облегчить жизнь программистов. Дело в том, что в Win32 фрагменты кода часто повторяются, имея при этом не принципиальные отличия. Наиболее показательна, в этом смысле, оконная и/или диалоговая процедура. И в том и другом случае мы определяем вид сообщения и передаём управление тому участку кода, который отвечает за обработку полученного сообщения. Если в программе активно используются диалоговые окна, то аналогичные фрагменты кода сильно перегрузят программу, сделав её малопригодной для восприятия. Применение макроопределений в таких ситуациях более чем оправдано. В качестве основы для макроопределения, занимающегося диспетчеризацией поступаю щих сообщений на обработчиков, может послужить следующее описание.

Пример макроопределений

macro   MessageVector   message1, message2:REST
        IFNB    
                dd      message1
                dd      offset @@&message1

                @@VecCount = @@VecCount + 1
                MessageVector   message2
        ENDIF
endm    MessageVector

macro   WndMessages     VecName, message1, message2:REST
        @@VecCount      = 0
DataSeg
label   @@&VecName      dword
        MessageVector   message1, message2
        @@&VecName&Cnt  = @@VecCount
CodeSeg
                mov     ecx,@@&VecName&Cnt

                mov     eax,[@@msg]
@@&VecName&_1:  dec     ecx
                js      @@default
                cmp     eax,[dword ecx * 8 + offset @@&VecName]
                jne     @@&VecName&_1
                jmp     [dword ecx + offset @@&VecName + 4]

@@default:      call    DefWindowProcA, [@@hWnd], [@@msg], [@@wPar], [@@lPar]
@@ret:          ret
@@ret_false:    xor     eax,eax
                jmp     @@ret
@@ret_true:     mov     eax,-1
                dec     eax
                jmp     @@ret
endm    WndMessage

Комментарии к макроопределениям

При написании процедуры окна Вы можете использовать макроопределение WndMessages, указав в списке параметров те сообщения, обработку которых намерены осуществить. Тогда процедура окна примет вид:

proc    WndProc stdcall
arg     @@hWnd: dword,  @@msg:  dword,  @@wPar: dword,  @@lPar: dword
WndMessages     WndVector,      WM_CREATE, WM_SIZE, WM_PAINT, WM_CLOSE, WM_DESTROY

@@WM_CREATE:
        ; здесь обрабатываем сообщение WM_CREATE
@@WM_SIZE:
        ; здесь обрабатываем сообщение WM_SIZE
@@WM_PAINT:
        ; здесь обрабатываем сообщение WM_PAINT
@@WM_CLOSE:
        ; здесь обрабатываем сообщение WM_CLOSE
@@WM_DESTROY:
        ; здесь обрабатываем сообщение WM_DESTROY
...
endp    WndProc

Обработку каждого сообщения можно завершить тремя способами:

  • вернуть значение TRUE, для этого необходимо использовать переход на метку @@ret_true;
  • вернуть значение FALSE, для этого необходимо использовать переход на метку @@ret_false;
  • перейти на обработку по умолчанию, для этого необходимо сделать переход на метку @@default.

Отметьте, что все перечисленные метки определены в макро WndMessages и Вам не следует определять их заново в теле процедуры.

Теперь давайте разберёмся, что происходит при вызове макроопределения WndMessages. Вначале производится обнуление счётчика параметров самого макроопределения (число этих параметров может быть произвольным). Теперь в сегменте данных создадим метку с тем именем, которое передано в макроопределение в качестве первого параметра. Имя метки формируется путём конкатенации символов @@ и названия вектора. Достигается это за счёт использования оператора &. Например, если передать имя TestLabel, то название метки примет вид: @@TestLabel. Сразу за объявлением метки вызывается другое макроопределение MessageVector, в которое передаются все остальные параметры, которые должны быть ничем иным, как списком сообщений, подлежащих обработке в процедуре окна. Структура макроопределения MessageVector проста и бесхитростна. Она извлекает первый параметр и в ячейку памяти формата dword заносит код сообщения. В следующую ячейку памяти формата dword записывается а дрес метки обработчика, имя которой формируется по описанному выше правилу. Счётчик сообщений увеличивается на единицу. Далее следует рекурсивный вызов с передачей ещё не зарегистрированных сообщений, и так продолжается до тех пор, пока список сообщений не будет исчерпан.

Сейчас в макроопределении WndMessage можно начинать обработку. Теперь существо обработки скорее всего будет понятно без дополнительных пояснений.

Обработка сообщений в Windows не является линейной, а, как правило, представляет собой иерархию. Например, сообщение WM_COMMAND может заключать в себе множество сообщений поступающих от меню и/или других управляющих элементов. Следовательно, данную методику можно с успехом применить и для других уровней каскада и даже несколько упростить её. Действительно, не в наших силах исправить код сообщений, поступающих в процедуру окна или диалога, но выбор последовательности констант, назначаемых пунктам меню или управляющим элементам (controls) остаётся за нами. В этом случае нет нужды в дополнительном поле, которое сохраняет код сообщения. Тогда каждый элемент вектора будет содержать только адрес обработчика, а найти нужный элемент весьма просто. Из полученной константы, пришедшей в сообщении, вычитается идентификатор первого пункта меню или первого управляющего элемента, это и будет номер нужного элемента вектора. Остаётся только сделать переход на обработчик.

Вообще тема макроопределений весьма поучительна и обширна. Мне редко доводится видеть грамотное использование макросов и это досадно, поскольку с их помощью можно сделать работу в ассемблере значительно проще и приятнее.

Резюме

Для того, чтобы писать полноценные приложения под Win32 требуется не так много:

  • собственно компилятор и компоновщик (я использую связку TASM32 и TLINK32 из пакета TASM 5.0). Перед использованием рекомендую "наложить" patch, на данный пакет. Patch можно взять на site http://www.borland.com/ или на нашем ftp сервере ftp.uralmet.ru.
  • редактор и компилятор ресурсов (я использую Developer Studio и brcc32.exe);
  • выполнить перетрансляцию header файлов с описаниями процедур, структур и констант API Win32 из нотации принятой в языке Си, в нотацию выбранного режима ассемблера: Ideal или MASM.

В результате у Вас появится возможность писать лёгкие и изящные приложения под Win32, с помощью которых Вы сможете создавать и визуальные формы, и работать с базами данных, и обслуживать коммуникации, и работать multimedia инструментами. Как и при написании программ под DOS, у Вас сохраняется возможность наиболее полного использования ресурсов процессора, но при этом сложность написания приложений значительно снижается за счёт более мощного сервиса операционной системы, использования более удобной системы адресации и весьма простого оформления программ.

Приложение 1. Файлы, необходимые для первого примера

Файл констант ресурсов resource.inc

IDD_DIALOG      =       65      ; 101
IDR_NAME        =       3E8     ; 1000
IDC_STATIC      =       -1

Файл определений dlg.def

NAME            TEST
DESCRIPTION     'Demo dialog'
EXETYPE         WINDOWS
EXPORTS         DlgProc         @1

Файл компиляции makefile

#   Make file for Demo dialog
#   make -B
#   make -B -DDEBUG for debug information

NAME    = dlg
OBJS    = $(NAME).obj
DEF     = $(NAME).def
RES     = $(NAME).res

TASMOPT=/m3 /mx /z /q /DWINVER=0400 /D_WIN32_WINNT=0400

!if $d(DEBUG)
TASMDEBUG=/zi
LINKDEBUG=/v
!else
TASMDEBUG=/l
LINKDEBUG=
!endif

!if $d(MAKEDIR)
IMPORT=$(MAKEDIR)\..\lib\import32
!else
IMPORT=import32
!endif

$(NAME).EXE: $(OBJS) $(DEF) $(RES)
        tlink32 /Tpe /aa /c $(LINKDEBUG) $(OBJS),$(NAME),, $(IMPORT), $(DEF), $(RES)

.asm.obj:
        tasm32 $(TASMDEBUG) $(TASMOPT) $&.asm

$(RES): $(NAME).RC
        BRCC32 -32 $(NAME).RC

Файл заголовков resource.h

//{{NO_DEPENDENCIES}}
// Microsoft Developer Studio generated include file.
// Used by dlg.rc
//
#define IDD_DIALOG                      101
#define IDR_NAME                        1000
#define IDC_STATIC                      -1

// Next default values for new objects
// 
#ifdef APSTUDIO_INVOKED
#ifndef APSTUDIO_READONLY_SYMBOLS
#define _APS_NEXT_RESOURCE_VALUE        102
#define _APS_NEXT_COMMAND_VALUE         40001
#define _APS_NEXT_CONTROL_VALUE         1001
#define _APS_NEXT_SYMED_VALUE           101
#endif
#endif  

Приложение 2. Файлы, необходимые для второго примера

Файл описания mylib.def

LIBRARY         MYLIB
DESCRIPTION     'DLL EXAMPLE, 1997'
EXPORTS         Hex2Str         @1

Файл компиляции makefile

#   Make file for Demo DLL
#   make -B
#   make -B -DDEBUG for debug information

NAME    = mylib
OBJS    = $(NAME).obj
DEF     = $(NAME).def
RES     = $(NAME).res

TASMOPT=/m3 /mx /z /q /DWINVER=0400 /D_WIN32_WINNT=0400

!if $d(DEBUG)
TASMDEBUG=/zi
LINKDEBUG=/v
!else
TASMDEBUG=/l
LINKDEBUG=
!endif

!if $d(MAKEDIR)
IMPORT=$(MAKEDIR)\..\lib\import32
!else
IMPORT=import32
!endif

$(NAME).EXE: $(OBJS) $(DEF)
        tlink32 /Tpd /aa /c $(LINKDEBUG) $(OBJS),$(NAME),, $(IMPORT), $(DEF)

.asm.obj:
        tasm32 $(TASMDEBUG) $(TASMOPT) $&.asm

$(RES): $(NAME).RC
        BRCC32 -32 $(NAME).RC

Приложение 3. Файлы, необходимые для третьего примера

Файл описания dmenu.def

NAME            TEST
DESCRIPTION     'Demo menu'
EXETYPE         WINDOWS
EXPORTS         WndProc                 @1

Файл ресурсов dmenu.rc

#include "resource.h"
MyMenu MENU DISCARDABLE 
BEGIN    POPUP "Files"    
   BEGIN
        MENUITEM "Open",                ID_OPEN
        MENUITEM "Save",                ID_SAVE
        MENUITEM SEPARATOR
        MENUITEM "Exit",                        ID_EXIT
    END
    MENUITEM "Other",                   65535
END             

Файл заголовков resource.h

//{{NO_DEPENDENCIES}}
// Microsoft Developer Studio generated include file.
// Used by dmenu.rc
//
#define MyMenu                          101
#define ID_OPEN                         40001
#define ID_SAVE                         40002 
#define ID_EXIT                         40003
// Next default values for new objects
// 
#ifdef APSTUDIO_INVOKED
#ifndef APSTUDIO_READONLY_SYMBOLS
#define _APS_NEXT_RESOURCE_VALUE        102
#define _APS_NEXT_COMMAND_VALUE         40004
#define _APS_NEXT_CONTROL_VALUE         1000
#define _APS_NEXT_SYMED_VALUE           101
#endif
#endif

Файл компиляции makefile

#   Make file for Turbo Assembler Demo menu
#       make -B
#       make -B -DDEBUG -DVERN  for debug information and version
NAME    = dmenu
OBJS    = $(NAME).obj
DEF     = $(NAME).def
RES     = $(NAME).res
!if $d(DEBUG)TASMDEBUG=/zi
LINKDEBUG=/v
!else
TASMDEBUG=/l
LINKDEBUG=
!endif

!if $d(VER2)
TASMVER=/dVER2
!elseif $d(VER3)
TASMVER=/dVER3
!else
TASMVER=/dVER1
!endif

!if $d(MAKEDIR)
IMPORT=$(MAKEDIR)\..\lib\import32
!else
IMPORT=import32
!endif

$(NAME).EXE: $(OBJS) $(DEF) $(RES)
        tlink32 /Tpe /aa /c $(LINKDEBUG) $(OBJS),$(NAME),, $(IMPORT), $(DEF), $(RES)

.asm.obj:
        tasm32 $(TASMDEBUG) $(TASMVER) /m /mx /z /zd $&.asm

$(RES): $(NAME).RC
        BRCC32 -32 $(NAME).RC

Оставить комментарий

Комментарий:
можно использовать BB-коды
Максимальная длина комментария - 4000 символов.
 

Комментарии

1.
Аноним
Мне нравитсяМне не нравится
13 апреля 2006, 16:45:02
Афигеть...извиняюсь.
Если Вы настоящий асмКодер то перевести из ТАСМ в МАСМ пару минуток...
хехехехе...
2.
Аноним
Мне нравитсяМне не нравится
4 февраля 2006, 11:01:01
Хорошая статья. жаль что только под тасм, лучше писать универсально под тасм масм васм
3.
Аноним
Мне нравитсяМне не нравится
14 декабря 2005, 20:21:06
В последнее время FASM решает...
4.
Аноним
+1 / -1
Мне нравитсяМне не нравится
22 апреля 2005, 22:14:39
Под Win32 imho лучше использовать masm32
Реклама на сайте | Обмен ссылками | Ссылки | Экспорт (RSS) | Контакты
Добавить статью | Добавить исходник | Добавить хостинг-провайдера | Добавить сайт в каталог