Справочник функций

Ваш аккаунт

Войти через: 
Забыли пароль?
Регистрация
Информацию о новых материалах можно получать и без регистрации:

Почтовая рассылка

Подписчиков: -1
Последний выпуск: 19.06.2015

ЯЗЫК С

      3. Поток управления
          
      Управляющие операторы языка определяют порядок вычисле-
 ний. В приведенных ранее примерах мы уже встречались с наи-
 более употребительными управляющими конструкциями языка "C";
 здесь мы опишем остальные операторы управления и уточним
 действия операторов, обсуждавшихся ранее.
 
      3.1. Операторы и блоки
      
      Такие выражения, как X=0, или I++, или PRINTF(...),
 становятся операторами, если за ними следует точка с запя-
 той, как, например,
 
     X = 0;
     I++;
     PRINTF(...);
 
 В языке "C" точка с запятой является признаком конца опера-
 тора, а не разделителем операторов, как в языках типа алго-
 ла.
     Фигурные скобки /( и /) используются для объединения
 описаний и операторов в составной оператор или блок, так что
 они оказываются синтаксически эквивалентны одному оператору.
 Один явный пример такого типа дают фигурные скобки, в кото-
 рые заключаются операторы, составляющие функцию, другой -
 фигурные скобки вокруг группы операторов в конструкциях IF,
 ELSE, WHILE и FOR.(на самом деле переменные могут быть опи-
 саны внутри любого блока; мы поговорим об этом в главе 4).
 Точка с запятой никогда не ставится после первой фигурной
 скобки, которая завершает блок.
 
      3.2. IF - ELSE
 
     Оператор IF - ELSE используется при необходимости сде-
 лать выбор. Формально синтаксис имеет вид
 
     IF  (выражение)
             оператор-1
     ELSE
             оператор-2,
 
     Где часть ELSE является необязательной. Сначала вычисля-
 ется выражение; если оно "истинно" /т.е. значение выражения
 отлично от нуля/, то выполняется оператор-1. Если оно ложно
 /значение выражения равно нулю/, и если есть часть с ELSE,
 то вместо оператора-1 выполняется оператор-2.
     
                           - 60 -
     
     Так как IF просто проверяет численное значение выраже-
 ния, то возможно некоторое сокращение записи. Самой очевид-
 ной возможностью является запись
 
    IF  (выражение)
 вместо
    IF  (выражение !=0)
 
 иногда такая запись является ясной и естественной, но време-
 нами она становится загадочной.
     То, что часть ELSE в конструкции IF - ELSE является нео-
 бязательной, приводит к двусмысленности в случае, когда ELSE
 опускается во вложенной последовательности операторов IF.
 Эта неоднозначность разрешается обычным образом - ELSE свя-
 зывается с ближайшим предыдущим IF, не содержащим ELSE.
 Например, в
 
 IF ( N > 0 )
    IF( A > B )
            Z = A;
    ELSE
            Z = B;
 
 конструкция ELSE относится к внутреннему IF, как мы и пока-
 зали, сдвинув ELSE под соответствующий IF. Если это не то,
 что вы хотите, то для получения нужного соответствия необхо-
 димо использовать фигурные скобки:
 
 IF (N > 0)      {
    IF (A > B)
            Z = A;
 }
 ELSE
    Z = B;
 
 
     Tакая двусмысленность особенно пагубна в ситуациях типа
 
 IF (N > 0)
    FOR (I = 0; I  0) {
     PRINTF("...");
     RETURN(I);
            }
 ELSE   /* WRONG */
    PRINTF("ERROR - N IS ZERO\N");
           
                           - 61 -
     
 Запись ELSE под IF ясно показывает, чего вы хотите, но ком-
 пилятор не получит соответствующего указания и свяжет ELSE с
 внутренним IF. Ошибки такого рода очень трудно обнаруживают-
 ся.
      Между прочим, обратите внимание, что в
 
  IF (A > B)
     Z = A;
  ELSE
     Z = B;
 
 после Z=A стоит точка с запятой. Дело в том, что согласно
 грамматическим правилам за IF должен следовать оператор, а
 выражение типа Z=A, являющееся оператором, всегда заканчива-
 ется точкой с запятой.
 
      3.3. ELSE - IF
      
      Конструкция
 
  IF (выражение)
     оператор
  ELSE    IF (выражение)
             оператор
  ELSE    IF (выражение)
             оператор
  ELSE
     оператор
 
 встречается настолько часто, что заслуживает отдельного
 краткого рассмотрения. Такая последовательность операторов
 IF является наиболее распространенным способом программиро-
 вания выбора из нескольких возможных вариантов. выражения
 просматриваются последовательно; если какое-то выражение
 оказывается истинным,то выполняется относящийся к нему опе-
 ратор, и этим вся цепочка заканчивается. Каждый оператор мо-
 жет быть либо отдельным оператором, либо группой операторов
 в фигурных скобках.
     Последняя часть с ELSE имеет дело со случаем, когда ни
 одно из проверяемых условий не выполняется. Иногда при этом
 не надо предпринимать никаких явных действий; в этом случае
 хвост
 
  ELSE
     оператор
 
 может быть опущен, или его можно использовать для контроля,
 чтобы засечь "невозможное" условие.
     
                           - 62 -
     
     Для иллюстрации выбора из трех возможных вариантов при-
 ведем программу функции, которая методом половинного деления
 определяет, находится ли данное значение х в отсортированном
 массиве V. Элементы массива V должны быть расположены в по-
 рядке возрастания. Функция возвращает номер позиции (число
 между 0 и N-1), в которой значение х находится в V, и -1,
 если х не содержится в V.
 
 BINARY(X, V, N) /* FIND X IN V[0]...V[N-1] */
 INT X, V[], N;
 {
    INT LOW, HIGH, MID;
 
    LOW = 0;
    HIGH = N - 1;
    WHILE (LOW  V[MID])
     LOW = MID + 1;
            ELSE   /* FOUND MATCH */
     RETURN(MID);
    }
    RETURN(-1);
 }
 
     Основной частью каждого шага алгоритма является провер-
 ка, будет ли х меньше, больше или равен среднему элементу
 V[MID]; использование конструкции ELSE - IF здесь вполне ес-
 тественно.
     
      3.4. Переключатель
 
     Оператор SWITCH дает специальный способ выбора одного из
 многих вариантов, который заключается в проверке совпадения
 значения данного выражения с одной из заданных констант и
 соответствующем ветвлении. В главе 1 мы привели программу
 подсчета числа вхождений каждой цифры, символов пустых про-
 межутков и всех остальных символов, использующую последова-
 тельность IF...ELSE IF...ELSE. Вот та же самая программа с
 переключателем.
           
                           - 63 -
     
 MAIN() /* COUNT DIGITS,WHITE SPACE, OTHERS */
 {
    INT C, I, NWHITE, NOTHER, NDIGIT[10];
 
    NWHITE = NOTHER = 0;
    FOR (I = 0; I = '0' && S[I]  0; GAP /= 2)
      FOR (I = GAP; I =0 && V[J]>V[J+GAP]; J-=GAP) {
    TEMP = V[J];
    V[J] = V[J+GAP];
    V[J+GAP] = TEMP;
   }
 }
          
 Здесь имеются три вложенных цикла. Самый внешний цикл управ-
 ляет интервалом между сравниваемыми элементами, уменьшая его
 от N/2 вдвое при каждом проходе, пока он не станет равным
 нулю. Средний цикл сравнивает каждую пару элементов, разде-
 ленных на величину интервала; самый внутренний цикл перес-
 тавляет любую неупорядоченную пару. Так как интервал в конце
 концов сводится к единице, все элементы в результате упоря-
 дочиваются правильно. Отметим, что в силу общности конструк-
 ции FOR внешний цикл укладывается в ту же самую форму, что и
 остальные, хотя он и не является арифметической прогрессией.
     Последней операцией языка "C" является запятая ",", ко-
 торая чаще всего используется в операторе FOR. Два выраже-
 ния, разделенные запятой, вычисляются слева направо, причем
 типом и значением результата являются тип и значение правого
 операнда. Таким образом, в различные части оператора FOR
 можно включить несколько выражений, например, для параллель-
 ного изменения двух индексов. Это иллюстрируется функцией
 REVERSE(S), которая располагает строку S в обратном порядке
 на том же месте.
 
  REVERSE(S)    /* REVERSE STRING S IN PLACE */
  CHAR S[];
  {
  INT C, I, J;
 
  FOR(I = 0, J = STRLEN(S) - 1; I  0); /* DELETE IT */
 IF (SIGN  0) {
   WHILE (--N >= 0)
         IF (LINE[N] != ' ' && LINE[N] != '\T'
         && LINE[N] != '\N')
               BREAK;
   LINE[N+1] = '\0';
   PRINTF("%S\N",LINE);
  }
  }
 
     Функция GETLINE возвращает длину строки. Внутренний цикл
 начинается с последнего символа LINE (напомним, что --N
 уменьшает N до использования его значения) и движется в об-
 ратном направлении в поиске первого символа , который отли-
 чен от пробела, табуляции или новой строки. Цикл прерывает-
 ся, когда либо найден такой символ, либо N становится отри-
 цательным (т.е., когда просмотрена вся строка). Советуем вам
 убедиться, что такое поведение правильно и в том случае,
 когда строка состоит только из символов пустых промежутков.
     В качестве альтернативы к BRеак можно ввести проверку в
 сам цикл:
 
 WHILE ((N = GETLINE(LINE,MAXLINE)) > 0) {
  WHILE (--N >= 0
      && (LINE[N] == ' ' \!\! LINE[N] == '\T'
      \!\! LINE[N] == '\N'))
            ;
    ...
 }
     
                           - 71 -
 
 Это уступает предыдущему варианту, так как проверка стано-
 вится труднее для понимания. Проверок, которые требуют пе-
 реплетения &&, \!\!, ! И круглых скобок, по возможности сле-
 дует избегать.
 
      3.8. Оператор CONTINUE
 
     Оператор CONTINUE родственен оператору BRеак, но исполь-
 зуется реже; он приводит к началу следующей итерации охваты-
 вающего цикла (FOR, WHILE, DO ). В циклах WHILE и DO это оз-
 начает непосредственный переход к выполнению проверочной
 части; в цикле FOR управление передается на шаг реинициали-
 зации. (Оператор CONTINUE применяется только в циклах, но не
 в переключателях. Оператор CONTINUE внутри переключателя
 внутри цикла вызывает выполнение следующей итерации цикла).
     В качестве примера приведем фрагмент, который обрабаты-
 вает только положительные элементы массива а; отрицательные
 значения пропускаются.
 
 FOR (I = 0; I 

[ Назад ] [ Далее ]

Оставить комментарий

Комментарий:
можно использовать BB-коды
Максимальная длина комментария - 4000 символов.
 
Реклама на сайте | Обмен ссылками | Ссылки | Экспорт (RSS) | Контакты
Добавить статью | Добавить исходник | Добавить хостинг-провайдера | Добавить сайт в каталог