Справочник функций

Ваш аккаунт

Войти через: 
Забыли пароль?
Регистрация
Информацию о новых материалах можно получать и без регистрации:

Почтовая рассылка

Подписчиков: -1
Последний выпуск: 19.06.2015

Записки доброго автоматизатора - Выпуск 7

Или Руководителю, обдумывающему компьютеризацию своего бизнеса.

Выпуски: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

Выпуск 7

Риск и цена.

В предыдущих выпусках мы выяснили, что с помощью автоматизации можно решать не только проблемы бухгалтерии. Мы говорили также о том, что за автоматизацию стоит браться, если известно, какие цели вы ставите перед собой, какие проблемы, решаемые с помощью автоматизации, намечены как наиболее важные и первоочередные.

Тем не менее, это все не более чем общие рассуждения, не дающие никакого надежного способа, позволяющего взяться за дело и получить предсказуемый результат.

А как же браться за дело? Существует ли надежный способ решения проблем автоматизации? Было бы наивно полагать, что после составления списка проблем, которые необходимо решить, напротив каждой проблемы можно записать название какой-нибудь системы или мероприятия, которые призваны решать именно эту проблему и сумма этих мероприятий (внедрение суммы систем), соответствующих вашим проблемам является наилучшим решением. Так же наивно полагать, что в медицине от каждого недуга есть определенная таблетка и если у вас определены, например, три болезни, то следует принять три соответствующих лекарства и это будет наилучшее лечение. Любому понятно, что когда речь идут о человеческом организме, то рассматривать надо в комплексе всю ситуацию и разрабатывать план лечения с учетом всех имеющихся болезней, даже если в данный момент доктор занимается одной определенной болезнью.

Когда мы болеем, мы должны обратиться к врачу. Это известно каждому. Мы не должны пытаться излечиться самостоятельно. Однако, положа руку на сердце, многим ли повезло встретиться с хорошим доктором, особенно если болезнь не смертельная, а так, просто "заболел". Те, кому не нужен больничный, обычно вообще не обращаются к врачу. Другое дело, если болезнь опасная и неправильное лечение может привести к серьезным последствиям. Если требуется хирургическое вмешательство - тут не до шуток. Если болезнь серьезная - лучше не рисковать. Надо найти хорошего доктора и добиться, чтобы именно он занялся больным. Как известно, докторов у нас много, а хороших - мало. Да еще не так просто понять - где хороший доктор, а где - нет. Не помогает тут и цена вопроса. То есть хороший доктор - это всегда дорого. Но не всегда если дорого - то это хороший доктор. Если же болеют VIP-персоны, если на лечение выделяются большие средства, то больным занимается не один врач, а целый консилиум. Одна голова хорошо, а две (три, четыре) - лучше. Лечащий врач имеет меньше свободы, он вынужден согласовывать план лечения с авторитетными коллегами, которые в случае чего разделят с ним ответственность за его ошибки.

С автоматизацией дела обстоят ровно таким же образом. Если решаемые проблемы не слишком серьезны для предприятия - можно "побаловаться" и самостоятельно. Риск невелик. Иногда проблемы серьезны, но средств на хороших специалистов и консультантов недостаточно. Особенно это касается небольших компаний, в которых насчитывается 5-10-15 компьютеров. Они иногда даже не могут себе позволить содержать в штате полноценного специалиста-"компьютерщика". Большие организации обычно имеют полноценные IT-отделы, укомплектованные высококлассными специалистами и при этом при проведении проектов по автоматизации часто прибегают к услугам дорогостоящих высококлассных консультантов. Собственные специалисты и консультанты образуют "консилиум" - группу проекта, которая и обеспечивает успех проекта. Это и есть две крайности. Одна крайность - максимальный риск и минимальная цена. Другая крайность - минимальный риск и максимальная цена. Каждая компания находит свой оптимум между этими крайностями. Чем серьезней возможные последствия неудачи проекта автоматизации и чем больше средств компания может себе позволить потратить на проект, тем ближе этот оптимум должен быть к самому дорогостоящему решению. И наоборот.

Бессмысленные сочетания цены и риска.

Кроме этих крайностей существуют и другие сочетания факторов риска и стоимости, в которых руководители, иногда сами того не подозревая, пытаются искать решения. Они бессмысленны и я попытаюсь предостеречь вас от попытки искать решение там, где его вообще не может быть (Помните? Ведь я - Добрый Автоматизатор :). А именно, решение не следует искать там, где максимальная цена и максимальный риск, либо минимальная цена и минимальный риск. В первом случае (максимальные цена и риск) руководитель знает о риске и приглашает консультантов, которые должны его минимизировать, но он пригласил "неправильных" консультантов, участие которых не уменьшает риск. Во втором случае (минимальные цена и риск) руководитель не знает о риске, и выбрал самый дешевый способ выполнения проекта автоматизации среди прочих равных (равных как ему кажется). Таким образом, он думает, что риска нет (равен нулю) и цена небольшая. Но давайте сначала разберемся с риском.

Риск.

Статистика - страшная вещь! Журнал "Директор ИС" (№9/1999 г.) приводит данные фирмы Standish Group. Результаты их исследования с экспрессивным названием "Хаос" свидетельствуют, что 84% ИТ-проектов "оканчиваются сорванными сроками, превышением бюджета или вовсе ничем". Это у "них". У "нас", наверное, и того больше. Таким образом, когда мы с вами имеем дело с автоматизацией, мы находимся на минном поле! Минное поле, - это такая вещь, по которой вообще нельзя пройти как по обыкновенному полю. Погибнешь обязательно. А если вооружишься всеми возможными миноискателями, то может быть выживешь. Извините за жесткость, но лучше об этом знать заранее и не заниматься покупкой услуг по автоматизации так, будто вы покупаете кило картошки или компьютер. Часто ли вы, покупая компьютер, покупали одно, а получили - нечто совершенно другое, неожиданное? Нечасто. Компьютер он и есть компьютер. С автомобилем - уже сложнее. Если это новый автомобиль, качественный, от достойного производителя, на гарантии - то вы получите то, что вы и собирались получить. Если же вы покупаете подержанный автомобиль у перегонщика, то может оказаться, что вы обнаружите массу неожиданных технических и юридических проблем кроме тех, о которых вам было известно заранее. Автоматизация - это еще сложнее и еще рискованнее, чем подержанный автомобиль. (Не идите по минному полю как по обычному). Не хочу, чтобы вы погибли! Ведь я - Добрый Автоматизатор! :

Факторы риска.

Опять статистика.

Как ни странно, внешние факторы риска (низкое качество программного обеспечения, услуг) не часто становятся причинами неудач. Основной риск заключается в неготовности самого предприятия к подобным проектам. Вот несколько типичных причин, по которым "рушатся" ИТ-проекты:

Человеческий фактор:

  • неготовность руководителя ("директорский фактор");
  • недостаточная заинтересованность основных подразделений;
  • незаинтересованность ИТ-специалистов предприятия;
  • смена в ходе работ руководителя проекта и других его участников (текучесть кадров).

Управленческий фактор:

  • плохая организация работы над проектом, отсутствие четкого плана-графика;
  • недооценка размеров проекта;
  • неоправданное разрастание проекта в ходе его реализации (постоянное изменение, добавление требований к проекту.
  • перерасход времени и денежных средств.

Если вы осознали то, что здесь написано, то вы понимаете, почему я затеял эти свои записки. Сами подумайте: куда податься порядочному автоматизатору, если те немногие заказчики, у которых проглядывается нормальный бюджет на проведение проекта автоматизации сами оказываются часто не готовы. Сами оказываются факторами риска.

Автоматизатору надо бы иметь хорошую статистику успешно выполненных проектов. Я уже говорил и вернусь к этой теме подробней, что правильнее всего выбирать консультантов "по делам" - по принципу: "добился успеха раньше - сможешь повторить его еще раз". Так вот, чтобы иметь много "плюсов" и мало "минусов" в графе "проект успешно завершен", надо научиться не ввязываться в проект, если заказчик проявляет признаки неготовности. Надо если уж ввязался в проект, любой ценой доводить его до конца - чуть ли не в убыток себе.

Ладно! Это было лирическое отступление. Мы говорим о риске неудачи проекта автоматизации. Очень важно выбрать "правильных" консультантов и "правильную" систему, но не забывайте о себе. Вы сами и ваше предприятие часто (статистика! С ней не поспоришь!) оказываетесь не готовы. Поэтому не удивляйтесь, если вы выберите правильных консультантов, а они откажутся с вами работать. Им нужно не только получить этот проект, но и выполнить его. Они могут отказаться, поскольку понимают, что с вами они не смогут его выполнить.

Вы лично - готовы.

Но надо продвигаться дальше. Будем исходить из того, что вы обладаете тем, что у вас есть. У вас есть самое главное! Поскольку вы читаете эти записки, значит вы, как руководитель предприятия готовы к автоматизации (или будете готовы, когда прочитаете до конца :).

Вы понимаете, насколько важно личное участие руководителя в проекте. Если хотите достичь нужных для компании результатов, добиться преимущества над конкурентами, то не рассматривайте свой бизнес отдельно от автоматизации. Невозможно взять компанию "как она есть" и "просто добавить автоматизацию". Компания, активно использующая информационные технологии, мало похожа на компанию, которая этого не делает. Поэтому если вы решили активно использовать ИТ, значит, предстоит внести значительные изменения в основную деятельность компании, в само устройство вашего бизнеса. Это дело первое лицо компании не может поручить никому. Руководитель должен сам играть первую роль в реорганизации компании. Многие ИТ-проекты проваливаются именно по причине "фактора руководителя". Если руководитель занимается своими делами, а автоматизаторы - своими, то никакие значительные реформы в компании не пройдут.

В остальном - вы обладаете некоторыми людскими и материальными ресурсами. И чем лучше ваши людские ресурсы, тем меньше вам потребуется материальных. В любом случае вначале нужно определиться с соотношением риск - бюджет. Для этого надо решить главный вопрос, влияющий на риск и стоимость: "Кто будет отвечать за результат?".

Главный вопрос, влияющий на риск и стоимость.

Вы скажете, понятно, кто будет отвечать! Я сам и буду отвечать. Вы правы постольку, поскольку вы отвечаете за все, что происходит на вашем предприятии. А перед вами кто будет отвечать? На кого вы хотя бы частично переложите свою ответственность? И как она распределится эта ответственность между вами и тем, на кого вы ее возложили? Ответ: пропорционально полномочиям. Чтобы спросить с кого-нибудь за что-нибудь, надо дать ему ресурсы и полномочия, необходимые для достижения результата. А какие нужны полномочия для достижения успеха в деле автоматизации? Практически неограниченные, то есть ваши - в таком объеме, в котором вы не сможете их никому передать.

Это понятно - скажете вы. Но есть же все-таки люди, на которых я буду полагаться в этом деле. Не могу же я все сам. Они будут готовить соответствующие решения с различными возможными вариантами. Они будут убеждать меня в преимуществах одних решений и в недостатках других. Я, конечно, сам буду принимать все решения, но буду рассчитывать, что мне доложат обо всех очевидных и общепринятых вариантах и подходах, а также помогут найти и нестандартные подходы к решению возникающих вопросов.

Действительно, такие люди у вас обязательно должны быть. В зависимости от масштабов вашего бизнеса и готовности тратить средства это может быть:

  1. Знакомый, сосед, родственник, который "в этом понимает".
  2. Студент дневного отделения, работающий у вас на неполной ставке.
  3. Ваш собственный штатный "компьютерщик".
  4. Специалист по прикладному ПО и базам данных, которого вы наняли в дополнение к "компьютерщику", которому едва хватает времени на установку Windows, офисные программы, администрирование и телекоммуникации.
  5. Начальник отдела Информационных Технологий вашей компании.
  6. Вице-президент вашей компании по информационным технологиям.
  7. Профессиональный консультант ("правильный") по информационным технологиям.

Дальше мы постараемся подробнее разобраться с тем, что можно поручить вашим людям и что можно поручить консультантам. Как искать золотую середину между риском и ценой.


Ваш Добрый Автоматизатор, Лев Тришанков


Выпуски: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

Оставить комментарий

Комментарий:
можно использовать BB-коды
Максимальная длина комментария - 4000 символов.
 
Реклама на сайте | Обмен ссылками | Ссылки | Экспорт (RSS) | Контакты
Добавить статью | Добавить исходник | Добавить хостинг-провайдера | Добавить сайт в каталог