Справочник функций

Ваш аккаунт

Войти через: 
Забыли пароль?
Регистрация
Информацию о новых материалах можно получать и без регистрации:

Почтовая рассылка

Подписчиков: -1
Последний выпуск: 19.06.2015

Продолжаем изучать Visual Basic

Александр Иванюк
www.submarine.ru

В предыдущем номере журнала мы рассмотрели основы языка программирования Visual Basic, который получил довольно широкое распространение и пользуется немалой популярностью среди программистов. Но, конечно же, самых общих представлений явно недостаточно для того, чтобы чувствовать себя в новой языковой среде, как рыба в воде. Для этого нужны усидчивость и некоторое терпение. Поэтому попробуем сделать еще один шаг в знакомстве с Visual Basic, на это раз в большей степени теоретический. Рассмотрим главные составляющие языка: события, классы, объекты, методы, свойства, функции, процедуры, переменные и другие важные понятия.

Как мы уже отмечали, Visual Basic - отличный инструмент, позволяющий создавать программы под Windows, при этом сама разработка имеет общие черты с Windows. А чем хороша эта операционная система? Как известно, в среде Windows одновременно можно работать с несколькими приложениями. Скажем, редактировать статью в текстовом редакторе и, переключаясь в программу обработки электронных таблиц, выполнять расчеты. Фактически ни одно приложение не может функционировать само по себе, не взаимодействуя с другими приложениями и с операционной системой. Оно реагирует на сообщения более высокого уровня, описывающие общую обстановку, и соответствующе действует. Таким образом, Microsoft Windows - это система, базирующаяся на сообщениях и событиях. Каждое действие в ее рамках вызывает событие, которое в виде конкретного сообщения передается в приложение. Последнее анализирует полученную информацию и после этого выполняет то или иное действие.

Возьмем самый простой случай, когда одновременно выполняются два приложения. Команда, заданная нажатием клавиш, не может непосредственно воздействовать ни на одно из них. Windows в данном случае выступает в роли арбитра. Восприняв событие, связанное с нажатием клавиш, ОС решает, куда передать обработку этого события. Затем нажатие клавиши в виде сообщения посылается приложению. Приложение обрабатывает его, анализируя клавиатурный ввод, и отображает, например, в активном элементе управления. Приложения, созданные с помощью Visual Basic, также работают по этому принципу. Но при этом Visual Basic выполняет как бы внутреннюю работу: перехватывая сообщение, передает его соответствующему объекту (например, кнопке), после чего вызывает соответствующее событие (скажем, click).


VBNet — большое количество компонентов и программ.

Что же такое событие?


Когда вы в любой программе "кликаете" мышью на кнопке, вызываете меню опций или нажимаете клавишу, происходит событие. Visual Basic перехватывает соответствующее сообщение Windows и вызывает, к примеру, событие Click объекта CommandButton. Процедуры события можно узнать по их заголовку, который состоит из имен объекта и события. Поэтому очень важно запомнить: для выполнения программного кода всегда необходимо событие. Так формулируется одно из важнейших правил создания приложений в Visual Basic.

Если вы уже разрабатывали приложения в других системах программирования, основанных на линейном принципе построения программ, то здесь вам придется перестроиться. В программах, управляемых событиями, нет сплошного кода, который выполняется от начала до конца. Это значит, что после запуска программы у вас нет и четко определенного пути. Можно в любое время нажать какую-нибудь кнопку в приложении, можно, скажем, выполнить ввод текста в поле, а можно при желании и прекратить обработку и вызвать другую программу. Как мы уже отмечали, здесь все дело в том, что Windows и Visual Basic предоставляют ряд различных событий. Поэтому приложение вынуждено подождать, пока одно из этих событий не наступит, и только потом выполняет код.

Объекты и классы


Visual Basic не объектно-ориентированный язык. Вместе с тем многое, или почти все из того, с чем приходится работать в Visual Basic, является объектами. Именно они - основа использования в Visual Basic понятий из объектно-ориентированного программирования. К примеру, объектами являются командная кнопка, линия в форме, команды меню, принтер, базы данных и т. д. Каждый объект характеризуется определенными параметрами, которые можно разделить на три категории:

  • события;
  • методы;
  • свойства.

Как мы уже говорили, приложения Windows, включая Visual Basic, управляются событиями. События связаны с определенными действиями пользователя и могут вызывать код Visual Basic. Методы - это рабочие операторы объекта. Например, метод Show позволяет вывести на экран какой-нибудь объект или форму. Свойства отвечают за внешний вид и поведение объекта. Например, свойство Caption определяет текст надписи на объекте.

Для того, чтобы хоть немного уйти из области абстракций, рассмотрим изложенную схему на бытовом уровне. Предположим, вы получили письмо. Для вас это событие, на которое вы как-то реагируете и думаете, как лучше дать ответ: то ли в письменном виде, то ли позвонить по телефону. Речь идет о методе, который вы избираете. Свойства в данном примере будут зависеть от характера письма (простое, заказное, международное и т. п.).


CCRP — сайт компании, занимающейся изготовлением своих компонентов

Каждый объект при этом является представителем определенного класса. К одному классу принадлежат объекты, использующие одни и те же свойства и операции. Класс является фундаментальным механизмом, с введением которого язык приобретает объектно-ориентированные черты. В определенном смысле класс можно рассматривать как средство расширения языка.

Методы и свойства


Эти два понятия разделяются в значительной степени условно. К примеру, Move - это метод, который изменяет позицию объекта. Но есть и некоторые свойства (Top, Left), выполняющие аналогичные действия. Главное же различие между свойствами и методами заключается в том, что свойствами можно оперировать как во время разработки проекта, так и во время выполнения приложения, тогда как методы доступны только во втором случае. Нужно учитывать и то, что некоторые свойства могут быть также недоступны при разработке приложения, а во время его работы доступны только для чтения.

Программный код и его синтаксис


Если вы решили не ограничиваться простыми приложениями, то вам не удастся обойтись без изучения основ программирования.

В Visual Basic код состоит из одного или нескольких операторов, которые система преобразует в команды, понятные компьютеру. Чтобы Visual Basic понимал исходный код, следует придерживаться определенных правил написания программ. В каждой строке кода помещается оператор, который может иметь дополнительные параметры.

Print "Привет!"

В нашем примере оператор имеет один параметр. Print - это ключевое слово Visual Basic, а выражение "Привет!" - параметр. Как использовать отдельные операторы и как задавать параметры, зависит от команды. Например, простейший оператор присваивания:

А =1

Эта строка также содержит оператор - знак равенства. Параметры указываются перед (А) и после (1) оператора.


VBWire — сайт новостей мира VB

Весьма удобным является то, что Visual Basic применяет специальную технологию для перевода кода и сразу же после нажатия клавиши Enter может проверить правильность написания. Если код некорректен, то Visual Basic выдает сообщение об ошибке. Кроме того, в Visual Basic для многих процедур и функций отображается подсказка по синтаксису (Tooltip).

[Вперед]

Оставить комментарий

Комментарий:
можно использовать BB-коды
Максимальная длина комментария - 4000 символов.
 

Комментарии

1.
Аноним
Мне нравитсяМне не нравится
17 декабря 2005, 15:22:28
спасибо за все!
спасибо!
спасибо!
спасибо!
спасибо!
Реклама на сайте | Обмен ссылками | Ссылки | Экспорт (RSS) | Контакты
Добавить статью | Добавить исходник | Добавить хостинг-провайдера | Добавить сайт в каталог