Справочник функций

Ваш аккаунт

Войти через: 
Забыли пароль?
Регистрация
Информацию о новых материалах можно получать и без регистрации:

Последние темы форума

Показать новые сообщения »

Почтовая рассылка

Подписчиков: 11642
Последний выпуск: 19.06.2015

Введение в PHP5

Данил Миронов, 2003-11-29
Оригинал статьи: www.phpbuilder.com
Автор: Luis Argerich

Примечание от администратора: PHP 5 - не стабилен. Использование допустимо исключительно в тестовых целях

PHP5 ещё официально не вышел, но "рабочие" версии уже трудоспособны (равно как и нестабильны!), так что мы вполне можем начать изучение новых возможностей грядущего релиза PHP и попрактиковать с ними. В этой статье мы поговорим о трёх основных нововведениях в PHP5:

  • Новая объектная модель
  • Исключения
  • Пространства имён

Но сначала пара официальных заявлений:

  • Некоторые из приведённых в данной статье решений воспроизводимы в PHP4, но, тем не менее, их описание присутствует и здесь для большей удобочитаемости и целостности всей статьи.
  • Некоторые из описанных в данной статье особенностей в конечном релизе PHP5 могут быть изменены.

PHP5 ещё не выпущен и мне неизвестно, когда это произойдёт, но уже сейчас вы можете потестировать и изучить новые возможности языка, скачав рабочую версию PHP5 с http://snaps.php.net и установив её. По этой ссылке вы можете найти готовые для установки Windows и Linux версии PHP5. Инсталляция проходит как у любого нормального релиза PHP, так что все бегом за новой игрушкой.

Новая объектная модель

В PHP5 объектную модель основательно подлатали и добавили много новых возможностей, благодаря чему PHP5 стал "чем-то" напоминать Java. В этой части нашей статьи будет описана эта новая объектная модель и приведено несколько небольших примеров, чтобы вам обозначить исходный рубеж для ваших экспериментов.

  • Конструкторы и деструкторы
  • Объекты как ссылки
  • Клонирование объектов
  • Дескрипторы Private, Public и Protected
  • Интерфейсы
  • Абстрактные классы
  • __call
  • __set and __get
  • Закрытые члены

Конструкторы и деструкторы

В PHP4 конструктор именуется так же как и сам класс, а деструкторы отсутствуют полностью.

В PHP5 конструктор класса именуется __construct, а деструктор - __destruct.

Пример 1: Конструкторы и деструкторы

<?php 
class foo { 
  var $x; 

  function __construct($x) { 
    $this->x = $x; 
  } 

  function display() { 
    print($this->x); 
  } 

  function __destruct() { 
    print("ну, пока, до скорого"); 
  } 
} 

$o1 = new foo(4); 
$o1->display(); 
?> 

Как вы видите, деструктор вызывается перед самым уничтожением класса.

Объекты как ссылки

Как вам уже наверняка известно, в PHP4 переменные передаются в функции/методы по значению (передаётся копия), если в объявлении функции не поставлен символ '&', указывающий на то, что переменная должна передаваться как ссылка. В PHP5 объекты передаются всегда как ссылки. Присваивание объектов тоже происходит по ссылке.

Пример 2: Объекты как ссылки

<?php 
class foo { 
  var $x; 

  function setX($x) { 
    $this->x = $x; 
  } 

  function getX() { 
    return $this->x; 
  } 
} 

$o1 = new foo; 
$o1->setX(4); 
$o2 = $o1; 
$o1->setX(5); 
if($o1->getX() == $o2->getX()) print("Ох ты, Боже мой!"); 
?> 

Клонирование объектов

Если объекты присваиваются и передаются по ссылке, то вам нужно как-то создавать и копии объектов. Для этого используйте метод __clone.

Пример 3: Клонирование объектов

<?php 
class foo { 
  var $x; 

  function setX($x) { 
    $this->x = $x; 
  } 

  function getX() { 
    return $this->x; 
  } 
} 

$o1 = new foo; 
$o1->setX(4); 
$o2 = $o1->__clone(); 
$o1->setX(5); 

if($o1->getX() != $o2->getX()) print("Копии взаимонезависимы"); 
?> 

В программировании клонирование разрешено, так что всё легально ;-)

Дескрипторы Private, Public и Protected

В PHP4 все методы и переменные внутри объекта были доступны извне, другими словами все методы и переменные всегда были открытыми. В PHP5 вводится три дескриптора для осуществления контроля над доступом к переменным и методам: Public, Protected и Private.

  • Public (открытый): Метод/переменная доступны из любого места в коде.
  • Private (закрытый): Закрытые методы или переменные доступны только внутри класса.
  • Protected (защищённый): Защищённые методы или переменные доступны только внутри класса, где они были объявлены и из его производных классов.

Пример 4: Public, protected and private

<?php 
class foo { 
  private $x; 

  public function public_foo() { 
    print("Это открытый метод"); 
  } 

  protected function protected_foo() { 
    // Всё правильно, мы можем вызывать закрытые методы,
    // потому что мы находимся в том же классе 
    $this->private_foo(); 
    print("Это защищённый метод"); 
  } 

  private function private_foo() { 
    $this->x = 3; 
    print("Это закрытый метод"); 
  } 
} 

class foo2 extends foo { 
  public function display() { 
    $this->protected_foo(); 
    $this->public_foo(); 
    // $this->private_foo();  // Неправильно! В базовом классе метод закрыт 
  } 
} 

$x = new foo(); 
$x->public_foo(); 
//$x->protected_foo();  
// Неправильно, защищённые методы могут вызываться только из
// того же класса или его производных классов 
//$x->private_foo();
// Неправильно, закрытые методы могут быть вызваны только в
// классе, где они были объявлены 

$x2 = new foo2(); 
$x2->display(); 
?> 

Совет разработчикам: Переменные класса всегда следует делать закрытыми, прямой доступ к переменным - не очень хорошая практика в ООП, лучше всего для доступа/изменения переменных класса определять специальные методы.

Интерфейсы

Как вы знаете, PHP4 поддерживает наследование классов синтаксисом "class foo extends parent". В PHP4 И в PHP5 класс может наследовать только один класс, то есть множественное наследование не поддерживается. Интерфейсом называется класс, в котором не реализуется ни один метод, определяются только названия методов и набор передаваемых им параметров. Впоследствии классы могут 'реализовывать' сколь угодно много интерфейсов, показывая тем самым, что тот или иной класс реализует методы, определённые в интерфейсе.

Пример 5: Интерфейсы

<?php 
interface displayable { 
  function display(); 
} 

interface printable { 
  function doprint(); 
} 

class foo implements displayable,printable { 
  function display() { 
    // код 
  } 

  function doprint() { 
    // код 
  } 
} 
?> 

Использование интерфейсов полезно для более удобного чтения и понимания кода: прочитав объявление класса, мы увидим, что класс реализует интерфейсы displayable и printable; это означает, что класс должен иметь методы display() и doprint(). Как эти методы реализованы - значения не имеет, главное - уже из объявления класса, вы знаете, что можете вызывать эти методы.

Абстрактные классы

Абстрактным называется класс, который может использоваться только как базовый (то есть создавать объекты этого класса нельзя). Как и в любом нормальном базовом классе, в абстрактном классе вы можете определять методы и переменные.

В абстрактном классе также можно определять абстрактные методы: методы, которые не реализованы в абстрактном классе, но которые обязательно должны быть реализованы в производных классах.

Пример 6: Абстрактные классы

<?php 
abstract class foo { 
  protected $x; 

  abstract function display(); 

  function setX($x) { 
    $this->x = $x; 
  } 
} 


class foo2 extends foo { 
  function display() { 
    // Код 
  } 
} 
?> 

__call

С PHP5 вы можете реализовать в классе специальный метод __call(), как метод для "отлова" всех нереализованных в данном классе методов. Метод __call (если он определён) вызывается при попытке вызвать недоступный или несуществующий метод.

Пример 7: __call

<?php 
class foo { 

  function __call($name,$arguments) { 
    print("Вызывали? Я -  $name!"); 
  } 
} 

$x = new foo(); 
$x->doStuff(); 
$x->fancy_stuff(); 
?> 

Этот специальный метод может быть использован для реализации перегрузки методов: вы можете исследовать полученные аргументы и в зависимости от результата вызвать подходящий для данного случая закрытый метод, например:

Пример 8: Перегрузка методов с помощью __call

<?php 
class Magic { 

  function __call($name,$arguments) { 
    if($name=='foo') { 
      if(is_int($arguments[0])) $this->foo_for_int($arguments[0]); 
      if(is_string($arguments[0])) $this->foo_for_string($arguments[0]); 
    } 
  } 

  private function foo_for_int($x) { 
    print("у, смотрите, целое число!"); 
  } 

  private function foo_for_string($x) { 
    print("у, смотрите, строка!"); 
  } 
} 

$x = new Magic(); 
$x->foo(3); 
$x->foo("3"); 
?> 

__set и __get

Но это ещё не всё, теперь вы можете определить методы __set и __get для "отлова" всех попыток изменения или доступа к неопределённым (или недоступным) переменным.

Пример 9: __set и __get

<?php 
class foo { 

  function __set($name,$val) { 
    print("Привет, вы попытались присвоить значение $val переменной $name"); 
  } 

  function __get($name) { 
    print("Привет, вы пытались обратиться к $name"); 
  } 
} 

$x = new foo(); 
$x->bar = 3; 
print($x->winky_winky); 
?> 

Указание типов для аргументов

В PHP5 вы сможете "сказать" методу, что он должен получить в качестве аргумента объект определённого типа.

Пример 10: указание типов

<?php 
class foo { 
  // код ... 
} 

class bar { 
  public function process_a_foo(foo $foo) { 
   // Ещё какой-нибудь код 
  } 
} 

$b = new bar(); 
$f = new foo(); 
$b->process_a_foo($f); 
?> 

Как вы заметили, перед именем аргумента теперь можно поставить имя его класса, и таким образом PHP5 определит, что переменная $foo должна быть класса foo.

Статические члены класса

Статические члены и статические методы могут использоваться для реализации того, что в ООП называется "методы класса" и "переменные класса".

"Статическим методом класса" называют метод, который можно вызвать без создания объекта этого класса.

"Переменной класса" называют переменную, к которой можно обратиться без создания объекта этого класса (и метод доступа при этом не потребуется).

Пример 11: методы класса и переменные класса

<?php 
class calculator { 
  static public $pi = 3.14151692; 

  static public function add($x,$y) { 
    return $x + $y; 
  } 
} 

$s = calculator::$pi; 
$result = calculator::add(3,7); 
print("$result"); 
?> 

Исключения

Исключения - это общепринятый подход к обработке ошибок и неожиданных ситуаций в таких языках как Java и C++; в PHP5 перехват исключений реализован с помощью пары "try" - "catch".

Пример 12: Исключения

<?php 
class foo { 

  function divide($x,$y) { 
    if($y==0) throw new Exception("деление на ноль недопустимо"); 
    return $x/$y; 
  } 
} 

$x = new foo(); 

try { 
  $x->divide(3,0);    
} catch (Exception $e) { 
    echo $e->getMessage(); 
    echo "\n<br />\n"; 
    // Какие-нибудь драконовские меры 
} 
?> 

Как вы видите, "try" используется для обозначения блока, в котором находятся ошибки, обрабатываемые оператором "catch", стоящим в конце блока. В блоке "catch" вам нужно реализовать вашу собственную политику обработки ошибок. В итоге получаем удобочитаемый код и всего один блок обработки ошибок.

Исключения, определённые пользователем

Для обработки непредвиденных проблем в ваших программах вы можете определить ваши собственные исключения. Всё, что вам нужно - это просто дополнить (extend) класс Exception, определив конструктор класса и метод getMessage.

Пример 13: Исключения, определённые пользователем

<?php 
class WeirdProblem extends Exception { 

   private $data; 

   function WeirdProblem($data) { 
        parent::exception(); 
        $this->data = $data; 
    } 

    function getMessage() { 
        return $this->data . " вызвало какое-то странное исключение!"; 
    } 
} 
?> 

Потом, для возбуждения определённого вами исключения используйте конструкцию throw new WeirdProblem($foo); если исключение происходит внутри блока try{}, то PHP5 передаст управление в "catch"-блок для обработки.

Пространства имён

В целях удобства классы и функции могут быть сгруппированы в пространства имён (namespaces).

Примечение: разработчики отказались от поддрежки этой возможности.

Пример 14: Пространство имён

<?php 
namespace Math { 

  class Complex { 
    //...код... 
    function __construct() { 
      print("привет"); 
    } 
  } 
} 

$m = new Math::Complex(); 
?> 

Обратите внимание на синтаксис использования именного пространства для обозначения класса, объект которого мы создаём. Пример практического применения: создание одноимённых классов в разных именных пространствах; при этом классы делают отличную друг от друга работу (имея одинаковый интерфейс).

Оставить комментарий

Комментарий:
можно использовать BB-коды
Максимальная длина комментария - 4000 символов.
 

Комментарии

1.
Аноним
Мне нравитсяМне не нравится
7 февраля 2006, 09:22:48
хотелось бы чтоб примеры были дополнены.
К примеру одним из параметров класса явл ассоциативный массив. Желательно работа с ним через методы реализ в классе а не напрямую, что снижает риск переписыванием кода при изменении ТЗ, к примеру вместо массива будет БД.
В целом краткая и содержательная статья. Спасибо Данилу Миронову.
2.
Аноним
Мне нравитсяМне не нравится
7 февраля 2006, 09:22:29
хотелось бы чтоб примеры были дополнены.
К примеру одним из параметров класса явл ассоциативный массив. Желательно работа с ним через методы реализ в классе а не напрямую, что снижает риск переписыванием кода при изменении ТЗ, к примеру вместо массива будет БД.
В целом краткая и содержательная статья. Спасибо Данилу Миронову.
3.
Аноним
Мне нравитсяМне не нравится
5 января 2006, 12:00:44
BlackLion
Вот еще один петешественник во времени...
Давно уже php5 арод юзает.
Хостеры правда тупят но это уже другой вопрос.
4.
Аноним
+0 / -1
Мне нравитсяМне не нравится
3 января 2006, 23:33:18
Так все-таки PHP 5 уже есть в работоспособном релизе или нет? Если нет, скоро будет?
5.
Аноним
Мне нравитсяМне не нравится
6 декабря 2005, 18:33:45
PHP 5 уже давно вышел, но поставлю я его себе, только когда мой хостинг на него перейдет
Реклама на сайте | Обмен ссылками | Ссылки | Экспорт (RSS) | Контакты
Добавить статью | Добавить исходник | Добавить хостинг-провайдера | Добавить сайт в каталог